Джей Гэтсби – «потерянный» романтик

«Великий Гэтсби» - ромaн об американской золотой молодежи 20-х годов, получившей свое состояние без особых усилий  и прожигавшей жизнь на карнавалах. Это роман о несбывшейся любви-мечте Гэтсби, поставившем ее на пьедестал всей своей жизни.
«Америка тех лет затевала самый грандиозный, самый шумный карнавал за всю свою историю, и об этом можно будет писать и писать. В воздухе уже вовсю пахло золотым бумом с его роскошью, бескрайним разгулом, безнадежными попытками старой Америки спастись с помощью сухого закона» - писал Фицджеральд в своем дневнике. Кстати, именно во время сухого закона было много преступных организаций, занимавшихся бутлегерством (контрабандой алкоголя). Основным заработком Джея Гэтсби была подпольная торговля спиртными напитками, что было высказано в романе, по моему мнению, неявно.
С творчеством Фицджеральда также связано понятие «потерянного поколения» - это определение дала Гертруда Стайн - поколение людей, побывавших на первой мировой войне и не сумевших после нее адаптироваться к социуму. Этих людей описывала в своих произведениях целая плеяда писателей, в числе которых был и Хемингуэй, и Ремарк, и Драйзер. Однако спустя некоторое время авторы отошли от этой темы. Фицджеральд же остался верен этому тематическому направлению до самой смерти.
Освещая проблемы американского образа жизни того периода, Фицджеральд в качестве героев своих романов выбирал людей, опустошивших себя богатством, жизнью, полной развлечений и праздности. Среди них — романтические эгоисты, бизнесмены-идеалисты. Это обычно интеллигентные люди, зачем-то пытавшиеся своеобразно приспособиться к обществу, в конце концов проигравшие.
Гэтсби – еще один представитель потерянного поколения. Критики отмечают, что Гэтсби – единственный герой из всех, пытавшийся противостоять этому обществу. В отличии от остальных героев, у него еще остались качества личности, человека.  Загадочный, таинственный главный герой как будто все слышит и видит. Он сначала кажется вездесущим и всемогущим. Однако с течением событий он раскрывает себя: какой уверенный в себе мужчина будет ручаться словами своего компаньона, чтобы подтвердить свой статус и гоняться за женщиной мечты?  Какой воин первой мировой будет хвастаться орденом «даже из Черногории»? Здесь мы видим наивность и простоту Гэтсби, которые скрываются за его светскими манерами. Всю жизнь он посвятил своей мечте. Наконец, он так близко к ней подошел, «что она уже не могла ускользнуть от него». Но такова сущность жизни и людей, что нельзя что-либо предугадать или запланировать. Особенно если это касается любви. Сам Гэтсби понимал, что необходимо двигаться дальше, но все же не мыслил своей жизни без возлюбленной.
Автор строит повествование на контрастах: великолепная роскошь, богатства и «долина шлака» неподалеку, веселье и холодное равнодушие, любовь и продажность, яркий карнавал и смерть. Здесь, с помощью контрастов автор показывает праздность и бессмысленность состоятельных людей, приходящих в восторг от шелковых и фланелевых рубашек.
Есть мнение, что автор назвал своего героя великим с иронией – человек с незаурядными способностями, который идет к любви с замужней, уже испорченной светским обществом и богатством Дэйзи. Она не понимает, что Гэтсби искренен с ней. Но для нее это всего лишь игра, после которой она кротко возвращается к своему мужу и преспокойно ест холодную курицу.
В романе есть одна деталь: когда Гэтсби добился своей цели – встречи с Дэйзи, он постепенно понимал и разочаровывался, что она не такая, какую он себе представлял в своих мечтах. Здесь автор предупреждает читателя об опасности идеализации объекта любви.


Любопытно, что уже чуть ли не с самого начала автор «предупреждает» читателей о смерти, причем это описывается с некоторой иронией: рассказ Вулфшима о Рози Розентале, которого застрелили в вестибюле «Метрополя»; «Проехал мимо покойник на катафалке, заваленном цветами, а следом шли две кареты с задернутыми занавесками и несколько экипажей менее мрачного вида, для друзей и знакомых».
«Великий Гэтсби» занял второе место в оксфордском списке «Ста главных книг столетия», уступив только «Улиссу» У. Джойса (и обогнав «В поисках утраченного времени» Пруста).

Комментарии

Популярные сообщения